Как составить открытую задачу

Чтобы решить задачу, прежде всего её нужно до конца понять и четко, точно, просто, кратко, но полно и понятно сформулировать. Как этого добиться?

Задача обычно состоит из двух смысловых частей - предпосылочной и вопросительной. Разница между задачами и вопросами изложена в разделе "Метод контрольных вопросов".

Г.С. Альтшуллер предлагает следующую предельно простую и четкую схему (модель) формулировки ТЕХНИЧЕСКИХ задач, но эта рекомендация справедлива и для нетехнических задач:

"Улучшаемая система для (указать назначение), включает (перечислить основные части системы). Формулируется техническое противоречие. Необходимо при минимальных изменениях в системе (указать результат, который должен быть получен)".

Эта схема пригодна для формулировки практически любых творческих задач, хотя и представляется довольно громоздкой.

Например: "Улучшаемая система для воспитания и обучения включает: детей, учителей, воспитателей, родителей, администрацию.

Педагогическое противоречие: открытую

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на сильных детей, ТО они будут развиваться хорошо, НО слабым детям будет очень трудно и это может привести к стрессам и нежеланию слабых детей учиться и ходить в школу.

  • ЕСЛИ ориентировать сложность изучаемого материала на слабо подготовленных детей, ТО они будут развиваться без стрессов, НО сильным детям будет скучно и они будут отставать от того уровня, которого могли бы достичь.

Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить полноценное освоение всего требуемого программой материала и сильными, и слабыми детьми".

Обычно задачедатель даже не знает, что задачу надо формулировать таким образом, и ставит её как умеет: либо не полно, либо очень общо, либо просто неправильно, а иногда и сам не понимает, что ему на самом-то деле надо.

Однажды был такой случай. На занятии по ТРИЗ было предложено слушателям порешать их проблемы. Одна дама сообщила, что она озабочена слабым физическим развитием своего сына, поставила себе задачу собрать деньги, чтобы купить сыну велосипед, и предложила проанализировать марки велосипедов. В результате анализа выяснилось, что этого мальчика надо сначала серьезно лечить, и если лечение будет успешным, только тогда, может быть, и понадобится велосипед. А деньги надо направить на лечение.

Понятно, что сначала необходимо точно понять задачу. Если не понял задачу, то решить её трудно, а если и удалось решить, то, по всей вероятности, решена будет совсем другая задача.

Каждый о своем!

При решении задач возможны три типовые ситуации:

  1. Есть возможность общаться с задачедателем.
  2. Нет такой возможности. Например, задача дана письменно.
  3. Сам себе задачедатель.

В первом и в третьем случаях надо задать задачедателю все проясняющие задачу и ситуацию вопросы, помочь ему самоопределиться и попытаться привлечь его самого к решению его же задачи. Второй случай несет много неопределенности. Если задача СЛОЖНАЯ, то для подготовки задачи к решению полезно воспользоваться Методом Контрольных Вопросов, то есть сначала сформулировать контрольные вопросы, а потом, отвечая на них, сформулировать задачу. Это мы сейчас и сделаем.

Итак, как подготовить задачу к решению?

ВОПРОСЫ НА ПОНИМАНИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Понял ли я задачу?
  2. Все ли слова и термины я понимаю так, как задачедатель?
  3. Могу ли я повторить задачу своими словами? (Желательно не использовать специальных терминов).
  4. А чего на самом-то деле надо задачедателю?
  5. НРАВСТВЕННА ли задача по постановке?

ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.

  1. Имеет ли эта задача решение в принципе? Не противоречат ли условия задачи законам природы?
  2. Тип задачи: логическая или творческая? Сколько правильных решений может иметь эта задача? (Логические и математические задачи имеют, как правило, одно или ограниченное число верных решений, а творческие имеют много верных решений, но каждое для своих граничных условий).
  3. Что в задаче главное? Какие основные части (элементы) входят в задачу? К важным частям задачи следует отнести только те, которые участвуют в конфликте и без которых задача "рассыпается". (Смотрите раздел "Моделирование"). Желательно указать, как связаны основные части задачи между собой. Это позволит лучше понять ПРИЧИНЫ конфликта, что очень важно!
  4. Достаточно ли данных? Какой информации не хватает? Где ее можно получить? Достоверны ли данные? Какие приняты допущения?
  5. Можно ли записать условия задачи числами? Какие можно сделать рисунки? Представляю ли я задачу образно?
  6. Не является ли задача множественной, то есть не распадется ли она на ряд отдельных задач? Что это за задачи? В какой очередности их решать?
  7. Что из себя должен представлять ответ: идею, число, процесс, конструкцию, новое свойство...?

ВОПРОСЫ НА ВЫЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ.

  1. Зачем решать эту задачу? Какую свою основную (надсистемную, глобальную) проблему надо решить задачедателю.? Почему у него появилась именно эта задача? Кто задачедатель?
  2. Кому от решения задачи будет хорошо, а кому плохо?
  3. При каких условиях должна быть решена задача?
  4. Не решал ли я подобной задачи? Что по этой проблеме я сам знаю? Кто эту задачу решит лучше меня?
  5. В чем или в ком первопричина задачи? Какой элемент в наибольшей степени порождает нежелательное явление? Г. И. Иванов считает, что "чем дальше от последствий вы уйдете в сторону первопричины, тем легче, надежней и с меньшими затратами решится проблема в вашей системе".
  6. Сколько есть времени на решение? На какой срок надо принять решение? Есть ли время дать задаче "отлежаться", а мне "остыть"? Может быть, целесообразно сейчас "отбиться от ближнего врага", "подтянуть резервы", а потом, выбрав удобный момент, предпринять решительное наступление?
  7. Что произойдет, если я эту задачу не решу или решу неправильно?

НАЧАЛО РЕШЕНИЯ.

Начало решения - понятие довольно условное. Хорошее решение может прийти в голову в любой момент, а может и не прийти.

Все идеи и решения, пришедшие в голову в процессе ответов на вопросы надо аккуратно записывать для дальнейшего анализа.

Процесс самозадавания вопросов и ответов на них может показаться излишне подробным, но такова идеология ТРИЗ. Как в медицине - надо очень хорошо знать больного и болезнь, чтобы его вылечить, так и в случае решения социальных и технических задач - надо хорошо знать предмет исследования, ту систему, которую улучшаешь.

После ответов на вопросы и анализа задачи следующие шаги: формулировать противоречие, ИКР, искать ресурс и далее по алгоритму.

Общий совет такой - "бомбите", "бурите", "трясите", "раскачивайте" Ваше подсознание до тех пор пока оно не "зафонтанирует нарзанами" сильных нетривиальных решений. Не бойтесь нагружать свой мозг, это не принесет вреда Вашему здоровью.

ТРИЗ предлагает возвращаться к формулированию задачи в процессе её решения, по мере повышения уровня ее понимания, до тех пор, пока задача не будет решена. В шутку тризовцы говорят, что самой точной формулировкой задачи является ее сильное решение.

Приведем несколько забавных примеров неправильно и неточно сформулированных задач и последствия этого.

1. В Канзас-Сити открылась новая прачечная. Чтобы привлечь клиентов хозяин дал объявление в газету, где, в частности, было указано, что "У первого пришедшего в день открытия мужчины белье в стирку будет принято бесплатно". Первым пришел директор школы-интерната с бельем всех своих 1000 воспитанников. В чем ошибка хозяина?

Тот факт, что задачи надо ставить очень точно, подметили еще Древние греки.

2. В одном из мифов Древней Греции рассказывается о том, что Кидинне, матери двух сыновей, надо было ехать на колеснице на праздник Геры, жены Зевса, где она была жрицей. Но волов не оказалось и тогда сыновья впряглись в колесницу и отвезли мать в храм. За этот поступок Кидинна попросила Геру оказать сыновьям великую милость и Гера её оказала... послала им легкую смерть во сне. В чем ошибка Кидинны?

3. Легендарная прорицательница древних греков Сивилла, попросила у Аполлона вечную жизнь. Коварный Аполлон выполнил её просьбу. Прошло 100 лет, Сивилла превратилась в безобразную морщинистую старушку и стала молить Аполлона даровать ей смерть. Что забыла испросить Сивилла?

4. Красавец юноша Эндимион (учтя, видимо ошибку Сивиллы) попросил Зевса даровать ему вечную жизнь, вечную молодость и вечную красоту. Коварный Зевс выполнил его просьбу... погрузив в вечный сон. В чем ошибка Эндимиона?

5. За оказанную услугу бог виноделия Дионис обещал фригийскому царю Мидасу выполнить любую его просьбу. Жадный Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис просил отказаться от этой просьбы, но Мидас настаивал, и Дионис исполнил его просьбу. Счастью Мидаса не было конца, пока он не обнял свою любимую внучку, которая тут же превратилась в золото. Спросите детей, в чем оплошность Мидаса? Впоследствии Мидас упросил Диониса снять с него чары. Дионис согласился, но у Мидаса выросли длинные ослиные уши. Поэтому говорят: "Мидасовы уши".

На неточно и неполно поставленных условиях задачи построено много задач на смекалку. Например:

В комнате горело как составить открытую задачу 7 свечей. Потушили 2 свечи. Сколько осталось? (Правильные ответы: и 7 и 2, так как не оговорены граничные условия. Задача поставлена не полно, не указано, когда считать оставшиеся свечи? Если пересчитывать свечи сразу после погашения, то 7. Если же через сутки, когда 5 свечей сгорит, то 2).

А вот пример задачи с избыточной информацией:

Два года назад мне было 6 лет. Через два года мне будет 10 лет, а через три года будет 11 лет. Сколько мне лет сейчас?

Ответы:

1. Он думал, что все рассуждают как он сам. Рассматриваемую здесь часть объявления надо было сформулировать, например, так "...У первого пришедшего мужчины, заботящегося о свежести белья своей семьи..."

2. Кидинна забыла, что Гера очень коварная женщина. С коварными властьимущими вообще нельзя иметь какие либо дела. Они того не стоят.

3. Вечную молодость.

4. Эндимион не учел непредсказуемость и коварство Зевса. Та же “ошибка Кидинны”.

5. Мидас жадный и глупый, так ему и надо. Жалко его внучку.


Источник: http://www.fpublisher.ru/articles/tasks/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Открытые задачи Социальная сеть работников образования Анекдот принц принцесса

Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу Как составить открытую задачу

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ